Полнота и точность поиска


       Итак, поисковые запросы могут быть различных типов и практически все запросы имеют неочевидное условие релевантности, которое пользователь не прописывает в запросе, а держит в уме. Оценить же качество работы поисковой системы с запросами помогают так называемые полнота и точность.
Полнота
        Полнота поиска является одной из основных характеристик поисковой машины, представляющая собой отношение числа найденных поисковиком страничек и документов к общему количеству страниц, которые существуют в сети по определенному запросу.
        Проще всего полнота вычисляется в процентном соотношении всех релевантных поисковых запросов страниц. Предположим, в Интернете о детском саде «Одуванчик» существует десять тысяч страниц, а поисковая система нашла всего 5600 страниц, «не увидев» остальные страницы по каким-либо причинам. В этом случае полнота поиска будет составлять 56 процентов.
        Следует отметить, что обычного пользователя совершенно не интересует полнота поиска, потому что в Интернете всегда слишком много данных, и просмотреть их все физически невозможно – ни десять тысяч страниц, ни пять шестьсот. Дело все в том, что поисковик, как правило, выдает сайты постранично – по десять позиций на странице (однако в некоторых поисковиках есть настройки, позволяющие показывать на страницах по 20, 30 или 50 позиций). Большинство пользователей просматривают одну-две страницы с результатами, и чаще всего находит на них интересующую его информацию. И их совершенно не волнует, сколько страниц осталось не найденными или размещенными на других страницах.
        Все-таки, полнота поиска является важной особенностью поискового процесса, но если только рассматривать ее как требование к разнообразию выдаваемых позиций в поисковых результатах, а не как требование найти всё. Предположим, если при запросе «мебель» поисковик выдает релевантные результаты, но только про офисную мебель, то полнота поиска не отличается высокими характеристиками. Лучше, когда находятся также и другие виды мебели – кухонная, для спальни, для детской и другие. Просто получается, что поисковая машина находит много информации, но однообразной и узконаправленной.
        В настоящее время, к сожалению, встречается достаточно часто в поисковых системах, потому что большинство результатов поиска будет коммерческим. Например, при запросе «пицца», поисковик, скорее всего, выдаст результаты о доставке пиццы, о продаже готовой пиццы, но уж никак не о способах ее приготовления или об истории итальянской пиццы.
В связи с этим основным показателем работы поисковой системы считается ее точность.